Советы психолога
Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки девиантного поведения
Памятки для учителей
ПАМЯТКА «ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И НЕ ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ»
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
- Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
- Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
- Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
- Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
- Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым.
- Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ
- Никогда не принимайте воспитательных мер в плохом настроении.
- Ясно определите, чего вы хотите от ученика, родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с учеником его правильные и ложные шаги.
- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ученик услышал и осознал.
- Оценивайте поступок, а не личность.
- Дайте ученику ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошности.
- Дайте понять, что, когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
- Учитель должен быть твёрдым, но добрым.
Рекомендации педагога-психолога учителям
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
- Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся.
- Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
- При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
- Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
- Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
- Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.
- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.
КАК ВСЕ УСПЕТЬ
- Планируй день: чем больше времени потратишь на планирование, тем меньше его надо на выполнение работы.
- Сосредоточься на одном – самом важном.
- Устраивай переменки – отдых вызывает прилив сил и энергии, избавляет от психического напряжения.
- Избегай хаоса.
- Не требуй от себя абсолютного совершенства, которое изматывает – хорошее качество своей работы приятно удивит.
- Не бойся твёрдо, но тактично сказать "Нет!", если это мешает делу.
- Выруби, как топором всё, что приносит чувства исполненного долга или морального удовлетворения.
- Пустая трата времени высасывает жизненные соки и мешает росту личности.
Гиперактивный ребенок
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно (задает вопросы, но не ждет ответ, а задает еще какой-нибудь или начинает заниматься другими делами), может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Все это происходит за небольшие промежутки времени, ребенок постоянно что-то делает, хватает, роняет и т.д. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей. Таких детей называют гиперактивными. Наиболее вероятно, что с первыми признаками повышенной активности родители могут столкнуться до 6-7 лет.
Основные признаки гиперактивности
-Расстройство (дефицит) внимания
-импульсивность
-двигательная расторможенность
Родители замечают, что их ребенок может сосредоточиться на отдельных формах активности всего на несколько мгновений, а затем переключается на другую деятельность. Эти дети очень отвлекаемы, они реагируют на минимальный раздражитель, будь это звук или какое-нибудь движение. Очень часто испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка. Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не доверяют им, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.
Ошибки, с которыми сталкиваются родители:
- Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы).
- Недостаток эмоционального тепла.
- Отсутствие знаний и навыков управления агрессией, и неумение привить их детям.
- Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.
Пути преодоления гиперактивности у детей:
- Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.
- Составить список запретов и четко следовать ему.
- Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
- Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).
- Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).
- Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.
- Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
- Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас.
- Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
- Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
- После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.
- Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно спокойно прогуляться, поговорить с ребенком, выслушать его рассказ, или просто спокойно поговорить.
- Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.
- Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.
- Учитесь общаться со своим ребенком. Любите его. Говорите ему ласковые и ободряющие слова, чаще обнимайте.
Психолог – психолог: Ильина Людмила Николаевна
БЫСТРЫЕ СПОСОБЫ УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ
Привычка к внутреннему напряжению и борьбе создает нездоровый психологический климат. Независимо оттого, что происходит снаружи, мы ощущаем внутренний прессинг. Нам необходимы способы, которые бы позволили быстро изменить наше настроение. Этому могут способствовать определенные слова и образы, а также сочетание звуков, которое быстро нас успокаивает. Прежде всего, давайте рассмотрим, как наше воображение может создать специальную, свободную от стресса, зону в нашем сознании.
Убежище
Мгновенное изменение сцены, мысленный мини-отдых от житейских проблем.
Представьте, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно быть реально существующим. Вообразите себе хижину в горах или шалаш в лесной долине, о которой никто, кроме вас не знает. Личный космический корабль, таинственный замок… Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того, как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.
Теперь ознакомимся с техникой релаксации, которую вы можете использовать, когда появляется необходимость расслабить какую-то конкретную часть тела.
Думайте нежно
С помощью воображения снимаем физическое напряжение.
Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Можете представить себе горящую свечу, которую вы держите в руке. Воск тает, и капля за каплей капает вам на руку. Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться. (Некоторые люди представляют, как их напряженные мышцы превращаются в глину, поролон или вату).
Если этот способ ослабляет напряжение хотя бы на 20% и более, вам стоит его использовать. В конечном счете вы научитесь достигать результатов в течение одной минуты.
Вы можете использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и доверием. Например, представить себя в виде свернувшегося клубочком спящего котенка. А может вам понравиться мягкая сила урчащего от удовольствия льва или львицы.
Чтобы расслабить лицо, вы можете представить себе его в виде роскошного цветка. Мысленно нарисуйте его прекрасные лепестки и блестящую зелень листвы. Цветок нежен и свеж, и вы можете ощутить его аромат. Сделайте глубокий вдох и плавный выдох, представляя себе при этом, как уходит напряжение.
Можно также ассоциировать свои ощущения с действиями над различными неодушевленными предметами. Например, отчаяние представить в виде туго натянутой резинки. Если вы отпустите один ее конец, она сожмется, и отчаяние исчезнет. Представьте свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде за корягу. Вы отрезали леску, и проблема уплыла. Вообразите, что вы держите ваши несчастья в руке. Медленно раскройте ладонь и дайте несчастьям улетучиться.
В дополнение к образам можно использовать некоторые слова и фразы, которые тоже способствуют снятию напряжения. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас.
Для лучшего усвоения способа первое время занимайтесь в тихом месте не менее 10 минут. Постепенно ваш разум научится ассоциировать этот способ с релаксацией. В конце концов, он начнет срабатывать за 2-3 минуты.
Способы «Убежище» и «Думать нежно» способствуют позитивным изменениям в восприятии того, что вы видите и слышите вокруг себя. Подумайте о своем визуальном и слуховом окружении. Как вы сможете подпитывать свое сознание при помощи картин и звуков? Например, покупка красивого календаря для дома или офиса может произвести заметные перемены. А музыка способна служить быстрым и эффективным способом смены настроения. Используйте для этого записи тех музыкальных произведений, которые помогают вам почувствовать себя счастливыми и спокойными.
Формы воспитательной работы от «А» до «Я» с учащимися в классных коллективах, способствующие их успешной социализации и развитию
Форма – вид, тип, построение, способ организации чего-нибудь,
обусловленные определенным содержанием
А – |
Агитбригада, акция, аллея детского творчества, ассорти, аукцион |
Б – |
Бал, бенефис (класса, детского объединения), беседа, брифинг, бумеранг (экологический, интеллектуальный), бюро (добрых услуг, конструкторское) |
В – |
Вахта (памяти), вернисаж, вечер (тематический, вопросов и ответов, отдыха, юмора, …), визитки-портреты, викторины, волшебный стул, встречи, выставки |
Г – |
Галерея, город веселых мастеров, гороскоп, гостиная (поэтическая, музыкальная…) |
Д – |
Декада, день (открытых дверей, гения, имени. Знаний, тематический), дерево выпускников, десанты (трудовой, экологический), диалог с веком, дискотека, дискуссия, дискуссионные качели, диспут |
Е – |
Еженедельник, ералаш |
Ж – |
Живая газета, журнал-эстафета |
З – |
Защита фантастических проектов |
И – |
Игры: подвижные, спортивные, интеллектуальные и т.д., игры по станциям, игры-эстафеты, игры-путешествия, интеллектуальный хоккей, информ-коктейль |
К – |
Калейдоскоп, капустник, карнавал, клуб, коллективный просмотр и обсуждение фильма (спектакля, телепередачи), конверт дружеских вопросов, конкурс (КВН, самодеятельности, других видов детского прикладного творчества, знатоков, …), консилиум, конференция, концерт, костер, круглый стол |
Л – |
Лабиринт, лекторий, лекция, литературный кабачок, литературно-музыкальная композиция |
М – |
Манифестация, марафон, маскарад, мастерские (настроения, Самоделкина, Деда Мороза, …), митинг, музей |
Н – |
Неделя (тематическая, предметная) |
О – |
Огонек, олимпиада, операция, «Окна нашего роста» |
П – |
Палитра увлечений, панорама, политинформация, посиделки, поход, праздник, презентация, пресс-конференция, приглашение на чай, поиск, проблемы и аргументы, проект-мечта, путешествие |
Р – |
Радуга талантов, разведка полезных дел, разговор, рейд, референдум, ринг |
С – |
Салон, сбор, слет, смотр, смотр-конкурс, собрание, соревнование, состязание, спартакиада, спортландия, старты надежд, сувенир друзьям |
Т – |
Театр, телемост, турнир (знатоков, рыцарей, …) |
У – |
Урок (мира, мужества), устный журнал, утренник |
Ф – |
Фабрика, фестиваль, философский стол |
Х – |
Хит-парад, хобби-центр, хоровод друзей |
Ц – |
Центр (общественного мнения, тематический) |
Ч – |
Час вопросов и ответов, «Час пик», чтение книг с последующим обсуждением |
Ш – |
Шествие, школа (этикета, различных наук), шоу |
Э – |
Экскурсия, экспедиция, эстафета |
Ю – |
Юморина |
Я – |
Ярмарка |
Мы в соцсетях: